«Черные» технологии на выборах-2014. Социальные сети.

Hands reaching out of a computer screenТрадиционно в социальных сетях широко используются «черные» политические технологии. Текущая предвыборная кампания не стала исключением. Какие преимущества дают политтехнологам социальные сети? Анонимность, эффект массовости, эффект общественного мнения, доверительное отношение к источнику информации и возможность вовлечения широкой аудитории. Так, если по ТВ или в газетах источник нелицеприятной информации (будто-то правдивой или клеветнической) виден, то социальны сети обеспечивают возможность осуществлять анонимные вбросы негатива.

Стоит сказать несколько слов и о такой технологии как троллинг. Благодаря нарастающей тенденции использования данной технологии в социальных сетях создается ложный эффект массовости враждебного отношения к политику. Кроме того, использование интернет-троллей позволяет создать эффект общественного (народного) мнения и повысить уровень доверия к источнику информации: со стороны выглядит так, будто негатив исходит не от политического соперника или эксперта, которых можно обвинить в предвзятости, а от простого народа. Порог доверию же к народу всегда выше, чем к политикам или экспертам. Для вовлечения широкой аудитории вслед за специалистами в сфере коммерческой рекламы и PR политтехнологи все активнее используют вирусные технологии. При этом на смену популярному ранее жанру политического анекдота пришел родственный жанр демотиватора. Можно смело утверждать, что демотиваторы сегодня стали наиболее тиражируемых форматом политической информации в социальных сетях.

Кейсы.

Несмотря на военные действия на Востоке, с каждым днем приближения выборов доля «черного» контента в соцсетях повышается. Лидеры по количеству негатива – Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Такая ситуация объясняется очень просто: другие кандидаты не имеют реальных шансов на победу, поэтому тратить серьезные ресурсы на их «очернение» смысла нет.

В качестве примера направленного PR-воздействия можно привести группы, дискредитирующие Петра Порошенко «ППорошенко – Пжити по-новому». Такие группы созданы в двух наиболее популярных социальных сетях Украины – фейсбук и вконтакте. Если внимательно посмотреть на них, мы можем видеть почерк специалистов:

- профессионально оформленная обложка страницы (что интересно, в цветовой гамме и общей стилистике рекламы Юлии Тимошенко);
- волнующие людей месседжы (постоянно подчеркивается сходство Порошенко с Виктором Януковичем, принадлежность к олигархату, намеки на связь с Путиным, т.е. используются наиболее болезненные для украинцев темы);
- частое и регулярное размещение публикаций;
- разнообразная подборка контента. Не только традиционные демотиваторы, фото или видео, но присутствуют и новые элементы – инфографики и диаграммы. Все в хорошей дизайнерской обработке;
- на поверхность поднято множество нелицеприятных фактов биографии, которые простому человеку раскопать сложно (например, коррупционные схемы, информация о сокращении рабочих мест на фабриках корпорации Roshen, о покупках акций иностранных компаний и т.д.);
- негатив представлен не только в виде поверхностной информации, но и в виде качественной аналитики в цифрах и диаграммах (например, аналитика по заявленным и выполненным обещаниям).

С учетом перечисленного выше, можно утверждать, что данная группа носит явно заказной характер и занимаются ее наполнение и продвижением опытные профессионалы.

Что касается Юлии Тимошенко, она также имеет свою «антигруппу» вконтакте под названием («Вся правда о Юлии Тимошенко»). В группе публикуются преимущественно очерняющие Тимошенко статьи с интернет-ресурса с таким же названием. С точки зрения политтехнологий, формат подачи информации устаревший и неинтересный.

В целом объем негатива в социальных сетях по Тимошенко не меньший, чем в случае с Петром Порошенко. Однако исходя из специфики этого контента можно полагать, что в большинстве случаев мы имеем дело с эмоциями и недовольством простых людей, а не с заказным материалом. Об этом свидетельствует его любительский, непрофессиональный характер. Прежде всего, это сам формат: не очень качественные с дизайнерской точки зрения демотиваторы, фотожабы; примитивно сформулированные давно известные широкой общественности отрицательные черты Тимошенко; шутки, которые уже не первый год ходят в народе.